Подогрев руля своими руками

  • Dima
  • 19 августа 2014
  • 31 898
  • 5
Подогрев руля своими руками


Теплый руль очень приятная вещица, которая сохраняет здоровье и добавляет комфорта в машине. Советы о том, как сделать подогрев руля на Ваз 2109, (2113, 2114, 2115) своими руками...

Для того, что бы сделать обогрев руля необходимы:


1. кусок натуральной кожи 35×45 кв. см (зависит от геометрии руля);
2. эмаль-провод обмоточный сечением 0,25 кв.мм, длиной около 10 м;
3. нить рыболовная капроновая;
4. кнопка включения (я использовал кнопку с символом «кондиционер») - 1шт.;
5. реле 4-контактное 904.3747-10 - 1 шт.;
6. отрезки проводов сечения 0,75-1 кв.мм;
7. предохранитель на 5-10 А - 1 шт.;
8. иголки.

Подогрев руля своими руками

 

Как же сделать подогрев руля в своем авто?


Работа начинается со съема руля. Предварительно необходимо промаркировать положение руля относительно вала любым доступным способом (сделать отметину маркером). Решил руль утолстить при помощи теплоизоляционной пленки.

 

Подогрев руля своими руками


Поверх нее уложил фольгу, для снижения потерь на нагрев руля. Для того чтобы теплоизоляционная пленка не оплавилась в местах контакта с нагревательной элементом. В качестве нагревательного элемента выбрал медную обмоточную проволоку сечением 0,25 кв. мм. Длина проволоки рассчитывается исходя из требуемой мощности рассеяния. Проволоку наматываем на обод руля: «на 10 и 14 часов» шаг делаем поменьше (0,7-1 см), т.к. там будут располагаться руки и разогрев этих зон будет усиленным, на остальной части руля шаг по больше (1,5 см).

 

Подогрев руля своими руками



Выводим через «спицу» руля провода для питания нагревательного элемента. Самое сложное - это конечно же обтяжка руля кожей. Для этого получаем выкройки: обматываем руль пищевой пленкой, а поверх последней - малярным скотчем, рисуем на обмотанном скотчем руле линии швов. При этом необходимо учитывать геометрию руля, требуется индивидуальный подход к рулю той или иной формы. Теперь режем маленькими ножницами малярный скотч вдоль предполагаемых линий швов. Разворачиваем полученные кусочки и укладываем на лист плотной бумаги, обводим контура и вырезаем окончательные шаблоны, которые и будут служить выкройкой.
Переносим выкройку на кожу с учетом того что на поперечные швы требуется складка по 3-5 мм (добавляем по 3-5 мм на поперечные края), а продольные швы необходимо выполнить с натягиванием кожи (убираем по 3 мм от продольных краев). Полученные куски кожи сшиваем поперечными краями («в кольцо»). На поперечные швы я использовал нить по тоньше (они практически не видны), на продольные - по толще. Существует немало автомобильных швов, различаются они уровнем сложности, шириной и т.п. вещами.

 

Подогрев руля своими руками


Я решил продольные швы сделал «косичкой». Шов «косичка» мне показался боле легким и аккуратным. Но это дело вкуса… Продольные швы выполняются непосредственно на руле. При выполнении стежков нужно быть аккуратным, чтобы не зацепить проволоку и не порвать ее. Затем насаживаем руль на свое законное место и приступаем к сборке цепи питания.

 

Подогрев руля своими руками


Сборка цепи питания требует знаний ТОЭ (электротехники) и не представляет никаких сложностей.

 

Подогрев руля своими руками

В моей машине немало дополнительных доработок, требующих электрическое питание, поэтому я изначально проложил по «левому борту» провод сечения 2,5 кв. мм (нагрузка до 30 А) и делал отпайки с нее на «допработки». На каждой «отпайке» предохранитель, выбранный по условию отстройки от тока нагрузки. Подключать все доработки к прикуривателю не рекомендую, т.к. нагрузочная способность ее цепи ограничена.
Кнопку включения расположил «по соседству» с кнопкой включения обогрева заднего стекла и запитал параллельно. Реле управления расположил на кронштейне рулевого вала на одном из болтовых соединений, в непосредственной близости к кнопке и нагрузке (расход провода меньше).

 

Подогрев руля своими руками


Сопротивление нагревательного элемента составило 3,3 Ом, следовательно ток нагрузки составляет 3,64А, мощность рассеяния 43,6Вт. Установил предохранитель номинала 5А. Там где провод будет наматываться, и разматываться на рулевой вал лучше сделать усиление провода в виде «плетенки», так многократно снижается вероятность облома проводов под действием механических усилий. Я езжу около года и «система» еще не подводила.


Работает отлично, нагрев до теплого состояния происходит довольно быстро (менее 2-3 мин). Кроме того, руль обтянутый кожей приятен на ощупь, меньше скользит и смотрится красиво. Но главное - эффективность.

 

Цена вопроса: ок. 500-600 руб.
Спасибо за внимание!

Полезные Самоделки

 
Комментарии пользователей (5)
  1. Albor 173 332
    #1 Albor 22 августа 2014 10:43
    Отличная работа.

    Только вот не совсем понял, как происходит подключение медной проволоки к питанию.
    Как вы это реализовали и соединили провода на руле?

  2. Dima 5 5
    #2 Dima 22 августа 2014 18:56
    Медная проволка намотана на обод руля. Начало и конец этой проволки располагаются у правой "спицы" руля. Через эту "спицу" пропускаем два изолированных многожильных провода, концы которых припаиваются к концам нагревательной медной проволоки. Провода, пропущенные через "спицу" являются выводами "нагревателя". Один из этих выводов (любой) соединяем на металлический каркас руля, на которую приходит "масса" через контактное кольцо для звукового сигнала. Другой конец "вывода" уводим через рулевой вал. Выйдя через рулевой вал, провод уходит на реле, которое устанавливается на кронштейне руля, с левой стороны. Там есть подходящее болтовое соединение. Важно, что бы провод на выходе вала был достаточен для коменсации вращения руля на полное количество оборотов. При вращении руля провод в этом месте будет наматываться и сматываться с рулевого вал. Провод может обламаться из-за частого механического воздействия, вызванного вращением. Поэтому, "слабое место" усиливаем и делаем его в виде "косички" из 2-3 проводов сечения 0,5-0,75 кв. мм. Этой гибкой электрической связи не страшны изломы из-за вращения руля. Вот так... Езжу около года, руль греет, целостность цепи не нарушалась.

  3. Алексей 163 42 3
    #3 Алексей 163 27 августа 2014 20:54
    Честно говоря думал об этой доработке долго.. Единственная моя проблема такой доработки
    была - подача положительного контакта на рулевое колесо, но мне в голову не могло прийти -
    тупо намотать провод на рулевой вал!!(
    Это жесть! ИМХО!(
    Лучше соорудить какой нибудь: коллектор + щёткодержатель (как на клаксон) вот тогда будет "ДА!"

    P.S. : Года 2-2.5 назад Я "сКАСТОМайзил" СВОЮ рукоять кпп, ну и соответственно впаял туда
    светодиоды (6шт всего)... Какое моё было удивление, что зимой рукоять, от свечения
    св.диодов нагревается градусов до 30 !!! Но вот летом проблема - она горячая, приходиться
    уменьшать свечение резистором!

    Вот как бы и подсветка и обогрев! )

  4. Dima 5 5
    #4 Dima 28 августа 2014 21:17
    Простота - залог надежности...

  5. Albor 173 332
    #5 Albor 12 октября 2014 12:11
    Цитата: Алексей 163
    Лучше соорудить какой нибудь: коллектор + щёткодержатель (как на клаксон) вот тогда будет "ДА!"


    Думаю об этом как можно сколхоззить. Начну наверное с изучения конструкции руля и вала от бумера 5 -го годов так 2000.